Телефоны интернет-магазина:

+375 (29/33) 323-14-14

часы.png 9.30 - 21.00 БЕЗ ВЫХОДНЫХ

Телефон инфолинии:

+375 (44) 717-50-00


Заказать звонок


ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПИТАНИЯ

+375 (17) 500-22-83
+375 (29) 132-19-79
+375 (29) 337-61-47
+375 (29) 333-17-83

В будние дни
с 9:00 до 17:00

Физическое и нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни

Физическое и нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни

          Ребенок появляется на свет таким крошечным и беспомощным. Для его гармоничного развития очень важны правильное питание, внимательный уход и забота. С каждым месяцем вы наблюдаете, как ваш малыш растет и развивается. Все эти новые для него навыки и умения он приобретает благодаря активному взаимодействию с вами и окружающей средой. В этой статье мы поговорим о физическом и нервно-психическом развитии малыша на первом году жизни и основных задачах родителей.

развитие 1.jpg

 

    Первый месяц

    Новорожденный ребёнок слышит, видит, ощущает боль, тепло, холод, воспринимает запахи и разные вкусовые раздражения. У крохи имеются инстинкты, рефлексы, органы чувств, но он не располагает ни знаниями, ни опытом, ему пока неведомо, что он - это он, а не часть окружающего мира. Все, что он умеет, происходит благодаря безусловным рефлексам. Хорошо выражены зевательный, сосательный и глотательный рефлексы. 

развитие 2.jpg

Если положить малыша на живот, здоровый новорожденный сам повернет голову в сторону, чтобы свободно дышать. Когда вы вкладываете свои пальцы в ладошки малыша, он так крепко обхватывает их, что его можно приподнять. В спокойном состоянии руки у малыша сжаты кулачки и лишь к концу 1-го месяца ладошки начинают раскрываться. Его руки и ноги согнуты, так как мышцы находятся в состоянии физиологического сгибательного гипертонуса. Ребенку необходимо поддерживать головку, т.к он еще не умеет держать ее самостоятельно. Он пытается поднимать голову и удерживать поднятую голову несколько секунд в положении на животе. К 10-14-му дню малыш начинает кратковременно фиксировать взгляд на ярких предметах.

    Многие педиатры считают, что у новорожденных детей уже к 5-7 дню вырабатывается условный рефлекс на кормление через определенные промежутки времени (3-3,5 часа).

    При этом стоит отметить, что в связи с маленьким объемом желудка и другими особенностями желудочно-кишечного тракта, оптимальный режим кормлений для новорожденного ребенка - свободный, т.е. кормление по требованию, что может составить до 10-12 прикладываний к груди в сутки. При правильном воспитании новорожденного к концу первого месяца в ответ на ласковое обращение взрослого малыш начинает улыбаться.

    В конце первого месяца жизни в основном формируется суточный ритм смены сна и бодрствования, организуется деятельность органов зрения и слуха. Продолжительность сна составляет 18-20 часов.

 

    Каковы же основные задачи родителей?

    Прежде всего, необходимо обеспечить ребенку комфортные условия и заботливый уход. В комнате должно быть тепло (+21+23º). Регулярно проветривайте помещение. Во время купания ванная комната также должна быть хорошо прогрета, а температура воды - чуть выше температуры тела. Туалет новорожденного проводится каждое утро - умывают лицо и руки, чистят носовые ходы, осматривают ротик ребенка и кожные покровы. После каждого опорожнения кишечника младенца обязательно подмывают теплой кипяченой водой, причем девочек подмывают спереди назад, чтобы не занести инфекцию в половые органы. Ушные раковины моют во время купания. В слуховой проход ни жгутики, ни ватные палочки не вводят во избежание травмирования барабанной перепонки. До 6 месяцев купают ребенка ежедневно, с мылом - 1 раз в неделю.

    Вторая задача родителей и прежде всего мамы - физические контакты с малышом. Ребенку необходимо поддерживать головку, т.к он еще не умеет держать ее самостоятельно. Чутко и быстро реагируйте на все проявления ребенком дискомфорта - меняйте подгузник, пеленки, успокаивайте его. Не бойтесь избаловать своего кроху - гораздо важнее дать ему почувствовать, что его любят и о нем заботятся. Эмоциональное общение с малышом имеет мощный развивающий эффект. Во время переодевания, купания, кормления разговаривайте с ним, улыбайтесь, не упускайте момента встретиться взглядом с ребенком и поговорить с ним. Поддерживайте и стимулируйте у малыша гуление и лепет - предвестники речи. Ребенок общается с мамой также при прикладывании к груди. Когда младенец сосет грудь, он не просто утоляет голод, это дает ему чувство комфорта и защищенности.

развитие 3.jpg

    Кормите ребенка грудью. Материнское молоко - идеальная пища для грудного ребенка. Оно легко усваивается, содержит все необходимые питательные вещества, а также защитные факторы и факторы роста. Грудное вскармливание закладывает фундамент здоровья и гармоничных отношений между родителями и ребенком на всю последующую жизнь.

    Режим чередования сна (с преобладанием ночного сна) и бодрствования устанавливается у малыша не сразу. Нужно исподволь приучать младенца к режиму, который способствует поддержанию у ребенка позитивного эмоционального статуса. Периоды активности и покоя в жизни маленького человечка должны перемежаться. Правильно организовав распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным путем переходить от одного состояния к другому.

    Пребывание на свежем воздухе должно начинаться как можно раньше - для здоровых детей сразу после выписки из роддома. Начинайте с 10 минут и постепенно увеличивайте время пребывания на свежем воздухе до 2-3 часов ежедневно к двухмесячному возрасту. Одевают ребенка при этом в соответствии с погодой. Ребенок первого года жизни не должен находиться под прямым воздействием солнечных лучей - ему будет вполне достаточно рассеянного солнечного света.

    Важное значение в этом имеет также достаточная двигательная активность малыша. Ежедневные физические упражнения - непременное условие нормального роста и развития ребенка. Оздоровительный массаж и гимнастика оказывают благоприятное воздействие на весь организм крохи - улучшают аппетит, поддерживают нормальную работу желудочно-кишечного тракта, поддерживают мышечный тонус, ускоряют моторное развитие. Обычно начинают проводить массаж и гимнастику со 2-3-й недели жизни малыша, предварительно посоветовавшись с врачом - педиатром. Перед каждым кормлением выкладывайте ребенка на животик на твердую поверхность. Комплексу гимнастики и массажу вас обучат ваши участковые педиатр и медицинская сестра. В разные возрастные периоды комплексы будут иметь разную направленность. Основное внимание в первые 4 месяца уделяют упражнениям, направленным на сгибание и разгибание конечностей. Гимнастические упражнения, сочетающиеся с массажем, должны проводиться не более 10-15 минут, иначе малыш устанет. Если малыш по какой-либо причине противится выполнению того или иного упражнения, то от него следует отказаться. Если малыш начал плакать - прекратите занятия, ведь движения должны быть ребенку в радость и не вызывать отрицательных эмоций.

    Игрушки. Рекомендуется с 1-го месяца жизни подвешивать над ребёнком игрушки разного цвета и различной формы, до 2-2.5 месяцев игрушки вешают на расстоянии не ниже 50 см над грудью ребёнка (ниже нельзя, так как это может вызвать косоглазие). Игрушка должна быть в меру крупной, яркой, но не многоцветной. Двухмесячные дети лучше всего различают желтый, зеленый и красный цвета. Форма - простая: круг или колечко. Погремушки должны иметь мелодичное звучание. Время от времени опускайте одну из погремушек поближе к рукам малыша. Двигая ручками, он заденет ее и начнет ощупывать.

 

    Второй месяц

    В возрасте 2 месяцев ребёнок начинает хорошо держать голову и в горизонтальном и в вертикальном положении, в положении на животе - приподнимает грудь. Малыш начинает узнавать вас и уже осознанно улыбается, радуется вашему присутствию. Ребёнок начинает удерживать предметы всей рукой.

    В 2 месяца ребёнок фиксирует взгляд. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает. Малыш начинает гулить. Любимое занятие в первые три месяца жизни- сосать. Знакомясь с окружающим миром, малыш сосет все, что попадает в ротик. Однако, если вы видите, что малыш все чаще сосет пальчик или кулачок - продлите время нахождения у груди для удовлетворения сосательного рефлекса (или используйте пустышку для ребенка, находящегося на искусственном вскармливании)) и уделяйте крохе больше внимания и ласки, т.к. таким образом дети пытаются приобрести чувство защищенности и компенсировать недостаток внимания.

    Научитесь дифференцировать плач малыша. Если малыш плачет - возьмите его на руки, ваш ласковый голос отвлечет его и успокоит. Если пришло время кормления - покормите. В первые месяцы детский плач часто связан с нарушением пищеварения. В этом случае помогает легкий массаж животика, чай из фенхеля.

    Продолжительность сна - до 18 часов в сутки.

 

    Третий месяц

    Начало третьего месяца жизни ребенка знаменуется всплеском эмоционального развития: он активно реагирует на близких людей, много улыбается, проявляет настроение и заявляет о своих потребностях разнообразными движениями и мимикой. Малыш свободно держит голову, переворачивается со спины на бок, поворачивается на живот и долго лежит на животе, опираясь на предплечья. Малыш может переворачиваться чаще на излюбленную сторону, что связано с особенностями становления тонуса. 

развитие 4.jpg

Чтобы стимулировать переворачивание ребенка и на другую сторону, положите интересные малышу игрушки с той стороны, на которую он поворачиваться не любит. При возбуждении и резких звуках ребенок может пугаться, раскидывая ручки в стороны, а после плача у него иногда немного трясутся ручки и подбородок.

    Движения рук малыша становятся более свободными и целесообразными. Он сосредоточивает взгляд и следит за предметами, улавливает направление звука - поворачивает на него голову, узнаёт голос матери, гулит, громко смеется, тянет игрушки в рот. Наблюдаются как положительные, так и отрицательные эмоции. В ответ на общение к 3 месяцам появляется "комплекс оживления" - радуясь, ребёнок улыбается, много двигает руками, выпрямляет их (пропадает характерный для новорождённого физиологический гипертонус мышц), издаёт радостные звуки. Общая продолжительность сна 16-18 часов.

    Наблюдавшееся ранее "беспорядочное искание" ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс).

    Беспокойство, частый плач, чрезмерная потливость в этом возрасте могут быть ранними проявлениями рахита. Для профилактики рахита важны правильное вскармливание ребенка, достаточное пребывание на свежем воздухе, гимнастика, массаж. Профилактика витамином Д назначается педиатром, как правило, начиная с 4-5-й недели жизни в осеннее-зимне-весенний период с учетом условий жизни ребенка, факторов риска и т.д.

 

    Четвертый месяц

    Малыш уже многое умеет - улыбается, узнает родных. Самое время папам больше заниматься с крохой, чтобы установить контакт с малышом. У отца возрастает интерес к ребенку, когда он начинает активно с ним общаться - играть, купать, ходить на прогулки. Малыш таким образом начинает понимать, что отец и мать играют в семье разные роли, но все делают совместно, а это очень важно для нормального психического развития ребенка.

    Движения у ребёнка становятся более дифференцированными, исчезает физиологическая гипертония мышц нижних конечностей. Ребёнок тянется к игрушкам, гладит и удерживает предметы, захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками.

    Хорошо гулит, появляются певучие и гортанные звуки, если недоволен - хныкает. "Комплекс оживления" возникает уже и без воздействия взрослых. Появляется радость при виде игрушки, при слушании музыки, малыш улавливает свое имя и реагирует на него.

    Педиатры считают, что у детей на 3-4 месяцах жизни вырабатывается дифференцировка цветов, что объективно доказывает способность ребёнка в этом возрасте различать цвет. С 4-х месяцев ребёнок уже реагирует на незнакомое лицо.

 

    Пятый месяц

    Ребенок хорошо знает маму, различает ласковый и строгий тон обращения к нему. Узнавание мамы и её голоса основано на дифференцировке зрительных и слуховых раздражителей. А вот к незнакомцам малыш демонстрирует явно настороженное отношение. Когда мама рядом, он не боится посторонних. Если мамы рядом нет - малыш может устроить настоящую истерику в ответ на присутствие незнакомого человека. Такая реакция ребенка - это отражение важного этапа в развитии детской психики. Он учится делить мир на "своих" и "чужих", выделять отдельного человека из общего фона.

    К 4-5 месяцам у крохи появляется певучее гуление.

    В возрасте 5 месяцев ребенок в каждой руке может удерживать по одному предмету непродолжительное время. Малыш может самостоятельно 5-10 минут заниматься игрушками. К 5-6 месяцам ребёнок, лёжа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук, высоко приподнимает голову и грудь, при этом поворачивается в разные стороны. Малыш также переворачивается со спины на живот, подтягивается на руках, пытаясь сесть. Но сидеть по-настоящему он еще не в состоянии. И сажать специально - в подушки - кроху не стоит. Это может привести к проблемам в развитии позвоночника.

развитие 5.jpg

    В этом возрасте ребенок активно знакомится со своим телом. Многие мамы тревожатся, когда видят, что ребенок ощупывает свои половые органы. На самом деле такие действия вполне естественны. Только если малыш постоянно сосредоточен на этом - нужно действительно встревожиться. Причиной этого могут быть либо физический дискомфорт (раздражение в области гениталий) либо нехватка ласки и тактильных контактов с близкими, которую ребенок пытается компенсировать. Если вы заметили, что ребенок тянет ручки к половым органом, расскажите ему, что "там" находится (вы ведь объясняли, где у него носик, ротик, глазки). Наказания в этом возрасте ничего не дают, а могут вызвать обратную реакцию.

    В 5 месяцев у ребенка, как правило, вырабатывается определенный стереотип режима дня с чередованием периодов сна, кормления и бодрствования.

 

    Шестой месяц

    Малышу полгода! Первый юбилей в его жизни. Наступает период, когда ребенок с каждым днем все более активно двигается и приобретает новые навыки. Шестимесячный малыш с удовольствием рассматривает все вокруг - развившееся зрение уже позволяет видеть предметы четко и ясно. Ваша задача - называть все эти предметы для развития правильной грамотной речи у малыша и тогда малыш в этом возрасте знает названия предметов, которые его окружают, привычных ему игрушек, повторяемых изо дня в день действий. К 6-7 месяцам формируется первичное понимание речи, ребёнок поворачивает голову в сторону предметов, о которых спрашивает взрослый, т.е. устанавливается конкретная связь с определёнными игрушками и предметами, которые он раньше видел и о которых говорили.

    Полугодовалый младенец хорошо знает свое имя. Он узнает голоса мамы и папы, даже когда они доносятся из другой комнаты. К 6-7 месяцам появляется лепет, кроха произносит слоги, чаще всего это ма, ба, па.

    Малыш в 6 месяцев сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать. К 6 месяцам большинство детей встают, держась за опору. Контролируйте устойчивость этой опоры и придерживайте малыша.

    Любимое занятие малыша в этом возрасте - разбрасывать все, что попадет под руку. Кроха с интересом все хватает и ощупывает. Раскладывайте игрушки вокруг него так, чтобы он тянулся к ним, прилагая усилия и стараясь подползти. Так карапуз будет тренировать мышцы для ползания и хождения.

    К 6-7 месяцам ребёнок радуется, видя приготовление к купанию, так как с этим связано чувство удовольствия.

развитие 6.jpg

    Наступает период введения прикормов, т.е. новых продуктов, которыми постепенно заменяют молочные кормления. Малыш учиться кушать с ложки, пьет из поилки жидкую пищу. При этом блюда детского питания должны быть полностью однородными, т.е. гомогенизированными. Не забудьте посоветоваться с педиатром относительно введения прикормов, ведь схема и очередность их введения индивидуализируются в зависимости от особенностей развития ребенка, вида вскармливания и т.д. Полугодовалый карапуз начинает проявлять активный интерес с новым продуктам - он тянется к тарелке, из которой кушают взрослые и засовывает в рот кусочки этой "взрослой" еды. Правда, пососав и помусолив эти кусочки, он их выплевывает, проглотив мизерную их толику.

 

    Седьмой месяц

    Ребенок самостоятельно сидит, учится ползать, встает на колени, поднимается на четвереньки. Поддерживаемый под мышки, малыш хорошо переступает, твердо стоит у опоры. Границы его мира существенно расширяются.

    Ребенок в 7 месяцев уже может понять слово "нельзя".

    Как только малыш научится ползать и осваивать пространство вне кроватки, сделайте вашу квартиру безопасной для него. Внимательно осмотрите все комнаты и уберите все предметы, которые могут угрожать безопасности крохи. Электрические розетки закройте специальными насадками. На кухне позаботьтесь о том, чтобы малыш не мог прикоснуться с плитой и кастрюлями. Уберите все лекарства и средства бытовой химии - дети в этом возрасте все тянут в рот и едят, не смущаясь вкусом.

    6-7 месяцев - это возраст прорезывания первых молочных зубов, отсюда и желание погрызть все, что попадет под руку. Обычно первыми прорезаются два нижних резца, а затем - два верхних резца. Воспользуйтесь специальными прорезывателями для зубов, они хорошо массажируют десны и облегчают прорезывание зубов.

    Ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки маме и знакомым, т.е его движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок. Движения становятся более целеустремленными, малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.

    Начиная с 7 месяцев, у крохи формируется подражание. Появляются повторения слогов - "ба-ба-ба", "ма-ма-ма" и т.д. На вопрос "где?" малыш ищет и находит взглядом знакомый предмет.

 

    Восьмой месяц

    С 8 месяцев у малыша проходит следующий этап действий с предметами - этап "соотносящего" действия. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы, перемещает предметы в определенном направлении. У ребенка появляются более тонкие движения пальцев - давайте ему коробочки разной формы. Ребенок может самостоятельно снимать с них крышки, с помощью взрослого закрывать. Можно предложить крохе доставать игрушки из мешочка, сшитого из яркой ткани, и складывать обратно. Выражает мимикой удивление и интерес при виде новых игрушек, ищет взглядом нужный ему предмет, выполняет по просьбе взрослого "выученные" движения ("ладушки" и т.д.). поворачивает голову, услышав своё имя. Начинается подражание звукам речи взрослого. Малыш делает попытки ходить, держась за спинку кроватки.

    На новый этап переходит понимание речи и диалог с взрослым. Теперь малыш прекрасно понимает и выполняет такие просьбы, как "дай ручку", "вытяни ножку", "наклони голову", "дай игрушку".

    В этом возрасте ребенок пугается резких, неожиданных звуков. Попытайтесь объяснить ребенку причину их возникновения и успокойте его.

    Теперь о "ходунках". Для родителей - это прекрасное изобретение. А вот для малыша - нет. Его неокрепшие мышечная и костная системы получают излишнюю нагрузку, поэтому следует ограничить пребывание крохи в ходунках вначале получасом в сутки, а затем - не более часа-полутора в сутки.

    Если у малыша прорезались зубки - он должен приучаться к жеванию. При этом учтите, что ребенок должен учиться жевать пюреобразную пищу. Выбирайте пюре следующей ступени измельчения - более крупноизмельченные. Так, в детском питании Сэмпер мясоовощные и рыбоовощные пюре для детей с 8-9 мес. содержат частицы продуктов размером 2-3 мм, что заставляет ребенка жевать и постепенно подготавливает его к пище для взрослых. Теперь также необходим постоянный уход за зубами. Дважды в день (в т.ч. обязательно вечером после приема пищи) обязательно почистите малышу зубки. Не давайте ему после этого сладости.

    Если малыш сидит уверенно, можно начинать приучение к горшку. Высаживайте его на горшок сразу после сна и после еды. Если ребенок категорически отказывается сидеть на горшке, не настаивайте, он освоит этот навык позже. Если карапуз сидит на горшке охотно, не держите его на нем более 10 минут, даже если ничего не получилось. Если же результат оказался положительным, похвалите малыша. Не давайте игрушек сидящему на горшке ребенку, чтобы не отвлекать его.

 

    Девятый месяц

    Малыш самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает, встает без опоры, ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки. 9-месячный кроха ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет; делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками. Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки; садится из вертикального положения; встает на колени.

    9-месячный кроха показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя, по- разному реагирует на музыку: под плясовую - оживлённо двигается, к спокойной музыке - прислушивается.

    Эмоции малыша становятся богаче с каждым днем - чаще всего кроха пребывает в хорошем расположении духа, он удивлен или рад, чем-то заинтересован, но временами может быть плаксивым, грустным, боязливым. Ребенок уже пытается выразить словами свою реакцию на окружающий мир.

    Читайте малышу веселый детские стишки и песенки, они помогут ему быстрее научиться говорить и запоминать слова. Речь мамы играет важную роль, это основа будущего языка малыша. Разговаривайте с малышом разумно, не подражая детскому лепету - не волнуйтесь, он все поймет.

    Благоприятная семейная атмосфера является залогом гармоничного нервно-психического развития младенца и правильного формирования речи. Дети подражают стилю общения, принятому в семье. Если они видят грубость, невнимание и отсутствие взаимопонимания в семье, это негативно сказывается не только на развитии ребенка, но и на всем его будущем.

    Малыш с удовольствием будет рвать и мять бумагу. Выделите ему старые газеты или журналы, попутно объяснив, что книги рвать ни в коем случае нельзя. Не оставляйте без внимания просьбы малыша, особенно когда он плачет. Возьмите его на руки, поцелуйте и успокойте.

    Учите малыша кушать ложкой. Это важно не только в плане развития навыков самообслуживания, но и для развития мелкой моторики. Также в 9 месяцев ребенок уже может начинать учиться одеваться и раздеваться. Чем раньше вы научите этому малыша, тем легче ему будет в дальнейшем овладевать навыками самообслуживания.

    Кроха уже может учиться мыть личико и ручки. Обязательно хвалите и поощряйте малыша в его стремлении что-то делать самостоятельно.

    Старайтесь, чтобы малыш чаще оказывался за общим столом - на примере старших он будет учиться себя вести, пользоваться ложкой, чашкой, общаться с другими людьми.

    Продолжительность сна - 15-16 часов.

развитие 7.jpg  

    

Десятый месяц 

    Ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку; входит на лесенку из нескольких ступенек, держась за перила; подражает движениям взрослых; открывает и закрывает дверцы; берет мелкие предметы двумя пальцами; не отдает отбираемую у него игрушку, катает машинки, толкает мяч, неваляшку. Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать, начиная передвигаться так быстро, что порой взрослые не могут за ним угнаться.

    Самое главное для 10- месячного ребенка - делать все, "как большой". Ребенок уже достаточно овладел и движениями рук, кистей и пальцев, и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми, подражая маме, папе, старшим детям. Малыш может повторять за взрослым новые слоги, по словам находит несколько знакомых предметов.

    Появляется новое умение - с помощью одного предмета ребенок может достать другой. Начинается период "ломания игрушек". На самом деле малыш не ломает их специально, ему просто интересно узнать, из чего они состоят. А иногда он просто не может рассчитать силу и ломает хрупкие вещицы.

    На 10 месяце жизни малыш начинает по-настоящему проявлять интерес к другим людям, а не только цепляться за маму. Именно поэтому данный возраст хорош для начала посещения развивающих групп или клубов "мама+малыш". Теперь ходите гулять на детскую площадку, где ваш кроха сможет бродить вокруг песочницы, качаться на качелях, наблюдать, как играют другие дети и принимать в этом посильное участие. В этом возрасте хороши игры в хоровод, как на улице, так и дома перед зеркалом.

    Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками, а не только правой, это важно для развития межполушарных связей головного мозга. Если вы занимаетесь с ребенком лепкой и рисованием, он уже уверенно водит по бумаге мелками, фломастерами или красками.

 

    Одиннадцатый месяц

    Малыш залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает; пытается самостоятельно ходить. К 11 месяцам ребенок начинает произносить первые несложные слова, меняя их смысл интонацией. Кроха понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг. Играйте с крохой во всевозможные речевые игры, расширяя запас "имитирующих" слов. Читая книжки, рассматривая картинки, повторяйте звуки, издаваемые различными животными. После показа и словесного указания дети выполняют некоторые действия: накладывают один кубик на другой, снимают и надевают на стержень кольца с большими отверстиями. По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай зайку, покажи у кисы глазки).

    На 11 месяце у многих детей меняется режим дня - теперь они спят гораздо меньше, многие переходят на одноразовый сон днем.

    К 11 месяцам многие малыши уже уверенно ходят, держась за мамину руку. Вполне естественна в этом возрасте детская "жадность" - малыш не понимает, почему он должен делиться игрушками с другими детьми, понимать это дети начинают примерно к двум годам. Читайте своему малышу, рассказывайте сказки - таким образом вы способствует развитию мышления и речи. А минуты близости с ним переоценить невозможно.

    Продолжительность сна составляет 14 часов.

 

    Двенадцатый месяц

    У вашего малыша настоящий юбилей - ему исполнился годик! Он вам кажется таким большим, действительно, за этот год он из беспомощного крохи превратился в шустрого непоседу. Ребенок самостоятельно ходит. Если ваш кроха еще не пошел, уделите больше внимания гимнастике и массажу. И очень скоро маленький человечек порадует вас первыми шагами. 

развитие 8.jpg

При покупке первой пары обуви обратите внимание на то, чтобы носок был достаточно широким и не стеснял ногу, пятка была прочной, а подошва гибкой и нескользкой. Обувь со шнурками лучше надевается и подгоняется по ноге. Для дома подойдут сандалики с нескользкой подошвой. Ваш малыш в годик знает названия многих предметов, указывает на части тела. Малыш уже может выполнять поручения.

    Слоги, входящие в лепет ребёнка, в конце первого года становятся составными частями слов, запас которых составляет до 10-12-13. Малыш проявляет самостоятельность, активно выражает негативные эмоции. Может самостоятельно заниматься с игрушками - собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков, делает лепешки, катает колбаски из теста или глины. Вы с удивлением отмечаете, что у вашего чада уже есть четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия. Малыш понимает "можно" и "нельзя", отличает, когда его хвалят, а когда ругают. Все чаще проявляет самостоятельность, пытается настоять на своем. И что вас удивляет в этом человечке - он по-разному ведет себя с мамой, папой, бабушкой и дедушкой. Это еще один шаг в его психо-эмоциональном развитии.

    Ваш годовалый ребенок - это маленький человечек, но со своим индивидуальным характером, который проявляется во всем, и в т.ч. в питании. Переводить малыша на общий стол после года еще рано, ведь "взрослая" еда содержит больше соли и сахара, в ней присутствуют токсичные вещества, небезопасные для ребенка, и ингредиенты, не разрешенные для детей первых трех лет жизни. Питаясь с общего стола, дети начинают испытывать дефицит полноценных пищевых веществ и витаминов, которые имеют значение для правильного развития всех органов и систем, влияют на умственную способность, устойчивость к инфекциям и неблагоприятным экологическим факторам.

 

 

Бабанова Жанна Иосифовна, врач-педиатр

 

Возврат к списку